Канал им. Москвы и Дмитлаг

«И плыть легко, и петь легко»

15 июля 1937 года был введен в эксплуатацию канал имени Москвы, который население Советского Союза узнало по полюбившемуся фильму «Волга-Волга». На практике это грандиозное гидротехническое сооружение, чуть ли не крупнейшее в мире, превратило Москву в порт пяти морей, обеспечило полное и бесперебойное снабжение предприятий и жителей города волжской водой. Канал протяженностью 128 км был построен в рекордно короткое время – за четыре года восемь месяцев. Завершение строительства явилось «триумфом индустриализации, подтверждением технического могущества страны», как писали газеты тех лет.

Нереализованные объекты Хлебниковского участка строительства канала Москва-Волга

Строительство канала Москва-Волга, флагмана второй сталинской пятилетки, было чрезвычайно затратным мероприятием для всей страны. Естественным желанием, а чаще требованием, становилась экономия средств, затраченных на строительство. Одним из ярких примеров экономии было использование торфа для строительства дамб. Недорогой материал с минимальными транспортными затратами благодаря многочисленным болотам в непосредственной близости от строительства дал существенную экономию средств.

Выставка к 80-летию Канала имени Москвы

В Музее археологии и краеведения города Дубны открыта выставка к 80-летию Канала имени Москвы. О грандиозной стройке XX века, которую сравнивают с возведением египетских пирамид, рассказывают уникальные экспонаты из собрания музея, Волжского района гидротехнических сооружений Канала имени Москвы и Фонда «Наследие», а также большое количество предметов из личной коллекции исследователя Сергея Гаева и краеведческого общества «Москва-Волга».

Потенциал на перспективу

Вячеслав Владимирович Киреев из семьи речников. В Дубну приехал в 1971 году по распределению, окончив механический факультет Горьковского института инженеров водного транспорта. И с тех пор в его трудовой книжке в качестве места работы значится только одно предприятие – Волжский район гидросооружений, один из 10 филиалов Канала имени Москвы. Начинал 46 лет назад с должности старшего механика шлюза №1, был старшим мастером гидроэлектростанции, начальником шлюза №1, главным инженером, а с 1999 года возглавляет ВРГС. Вячеслав Владимирович не только ветеран труда Канала, но также отличник речного флота и почетный работник речного флота. Его опыт как специалиста и руководителя бесценен. А семейную династию продолжает сын Олег – начальник механического цеха ВРГС.

Юбилейная выставка в Дубне

«Волга течёт в Москву» — юбилейная выставка к 80-летию канала имени Москвы — 14 июля начала работу в Музее археологии и краеведения г.Дубны. На церемонию открытия собрались более 70 человек: представители городской администрации и Совета депутатов, сотрудники Волжского района гидросооружений (ВРГС) — филиала ФГБУ «Канал имени Москвы» и Объединенного института ядерных исследований, участники Московского областного общественного фонда «Наследие», историки, краеведы, журналисты, студенты, школьники, жители города.

80 лет Каналу имени Москвы

15 июля 2017 года исполняется 80 лет Каналу имени Москвы. Это уникальное гидротехническое сооружение, соединив глубоководным путем Москву-реку с Волгой, превратило столицу в порт пяти морей, обеспечило ее ценнейшим природным и транспортным ресурсом. Миллиарды кубических метров воды и четыре тысячи километров водных путей связывают 12 регионов России, сотни тысяч судов, миллионы пассажиров и колоссальные грузы.

Игорь Кувырков: «Канал Москвы – стройка, выполненная руками заключенных»

Игорь Кувырков – краевед, увлеченный историей строительства канала имени Москвы, соединившего ровно восемьдесят лет назад реку Москву с Волгой. Канал, большая часть маршрута которого проходит по Московской области, является одним из крупнейших гидросооружений мира, не потерявших свою актуальность и сегодня. Однако в историю канал вошел и как место, где трагически погибли тысячи заключенных, чьими руками проводились самые тяжелые работы. О южной части канала, проходящей в районе города Долгопрудного, о судьбе неординарного лагерного начальника Семена Фирина, а также о впечатляющих цифрах статистики Игорь Кувырков рассказал в интервью интернет-порталу «Подмосковье сегодня».

Научная конференция к 80-летию канала имени Москвы

МБУ «Музей-заповедник «Дмитровский кремль» анонсировал проведение научной конференции, посвященной 80-летию канала имени Москвы (Москва-Волга). Она состоится 12 мая 2017 года в Дмитрове, в здании Музейно-выставочного комплекса музея-заповедника «Дмитровский кремль» (ул. Загорская, д. 17).

Столичные лайнеры

В конце 1932 года началось строительство водного пути, который должен был соединить Москву-реку с верховьями Волги, открыв судам прямую дорогу от столицы к Балтике и Каспию. Советские гидротехники блестяще справились с порученным делом - новый канал (получивший в 1947 году имя Москвы) вот уже 45 лет остается постоянно действующей речной магистралью. А после вступления в строй Волго-Донского канала имени В.И. Ленина он превратил столицу, расположенную в центре европейской части страны, в порт пяти морей.

Канал, который пропал

Конечно, все мы знаем о канале имени Москвы — еще бы: одна из главных достопримечательностей столичного региона. Но мало кому известно, что у грандиозного гидротехнического сооружения сталинских времен был предшественник. Между тем следы этого «доисторического» канала до сих пор можно обнаружить на территории Московской области. В их числе есть, вероятно, и один совсем необычный — след из чистого серебра.

День рождения канала имени Москвы

15 июля 1937 года был принят в эксплуатацию канал Москва — Волга, впоследствии переименованный в честь 800-летия столицы в канал имени Москвы.

Сохранение подлинных свидетельств истории

Дубна – любимый нами и прекрасный город, в культурном ландшафте которого сохраняются подлинные свидетельства насыщенной истории наших мест – истории, которую творила вся страна, ведь та Дубна, в которой мы живем, стала результатом реализации на волжских берегах нескольких огромных научных и технических проектов, на каждый из которых работали десятки и сотни тысяч людей из многих городов нашей страны и даже из-за рубежа. Крупнейшие из этих проектов создали Канал имени Москвы, Дубненский машиностроительный завод, ГосМКБ «Радуга», Объединенный институт ядерных исследований, приборный завод «Тензор». И сегодня развитие нашего города необходимо сочетать с сохранением свидетельств его истории. Эта история бывала разной – и тяжелой, и трагической, но современный город не может осознавать себя в отрыве от этих исторических корней.

О сносе памятника И.В. Сталину

Воспоминания старожилов.

В Дубне открывается памятный знак строителям канала Москва – Волга

15 июля 2013 года, в 13:00, в подмосковной Дубне, перед входной группой монумента В.И. Ленину состоится торжественная церемония открытия мемориального знака, посвященного памяти строителей канала Москва-Волга в период 1932-1937 годов. Инициатором открытия мемориала стал профсоюзный комитет трудового коллектива Волжского района гидросооружений – филиала ФГУП «Канал имени Москвы».

От Петра Великого до Дмитлага

14 сентября 1932 года для использования труда заключенных на строительстве канала Москва-Волга им. И.В.Сталина был создан Дмитровлаг (позднее название сократилось до Дмитлага) – крупнейшее из лагерных объединений ОГПУ-НКВД. История знаменитого канала – очень давняя, ее можно отсчитывать от Петра I, а Дмитлаг был лишь финалом эпопеи, когда за пять лет советские заключенные осуществили строительство этого важнейшего 128-километрового водного пути. С 1947 года он носит название «Канал имени Москвы».
Поделиться воспоминаниями о людях, знакомых ему заключенных Дмитлага, я попросил Юрия Николаевича Градова, тогда пятнадцатилетнего вербилковского мальчишку. Вербилки – поселок на реке Дубне к северу от города Дмитрова – тогда центра Дмитлага, по нему и получившего свое название, в сотне километров от Москвы. Вербилки известны работающим и сегодня знаменитым фарфоровым заводом, основанным в 1754 году Ф.Я. Гарднером и с 1892 года принадлежавшим М.С. Кузнецову.
Двухсотлетнюю (до Дмитлага) историю проекта рассказывает научный сотрудник Института истории естествознания и техники имени С.И. Вавилова Российской академии наук, кандидат географических наук Н.А. Озерова.
Юрий БАТУРИН, обозреватель «Новой газеты»

Что осталось от Дмитлага в 80-ю годовщину его создания

14 сентября исполнилось 80 лет со дня организации Дмитлага — лагеря, созданного для строительства канала Москва — Волга (теперь — канал им. Москвы).
Канал стал главным проектом второй пятилетки, а лагерь — одним из крупнейших отделений ГУЛАГа. Один из символов молодой советской страны, великая стройка была опрокинута относительно географических и моральных координат: не вверх, а вниз, под землю, в гигантскую, длиной 128 километров и глубиной до 23 метров яму. Не благодаря порыву и дерзновению, а с помощью «перековки» и других опробованных на Беломорканале практик принуждения, которые должны были сделать из преступников советских граждан, но учитывали, что побочным эффектом будет смерть десятков тысяч людей.
В годовщину основания Дмитлага корреспонденты «Новой газеты» решили проехать по бывшему лагерю и наложить на современную карту его стройки, бараки и кладбища.

Обновленная экспозиция - к 75-летию официального открытия канала Москва-Волга

15 июля 2012 года, в день 75-летия с момента официального открытия канала Москва-Волга, в Музее археологии и краеведения города Дубны открылся обновленный и расширенный раздел музейной экспозиции, посвященный истории строительства канала.

Василий Бочаров. На северных подступах к столице

Очерк об оборонительной операции на канале Москва-Волга в первые годы войны

Канал Москва – Волга, воспоминания инженера-геодезиста

Из книги Сергея Михайловича Голицына (1909-1989) «Записки уцелевшего»

Дмитлаг 1936-37 гг. Воспоминания очевидца

Автор воспоминаний - Алексей Комаровский (1914-1988), сын художника-иконописца Владимира Алексеевича Комаровского, расстрелянного и захороненного на Бутовском полигоне. В Дмитлаг Алексей попал в 1936 году в качестве вольно­наемного после трех лет, проведенных в заключении в Сиблаге.

Канал Москва — Волга

«Новая газета»

Архитектура канала

Архитектура канала Москва-Волга

Воспоминания дубненского старожила Владимира Лимонина

Историческая память… Информацию о событиях прошлого до нас доносят не только сохранившиеся памятники материальной культуры и документальные свидетельства. Самое непосредственное, зачастую достоверное изложение истории способно передать только «живое слово» очевидца. Рассказы дубненских старожилов, которых с каждым годом становится все меньше, поистине представляют собой бесценный источник знаний для современников о днях давно минувших. Эти повествования, подобно живой нити, связывающей наше прошлое и настоящее. Совсем недавно в гостях у Фонда «Наследие» побывал человек удивительной судьбы – Владимир Матвеевич Лимонин, которому в 2002 году исполнилось 80 лет. Уроженец нашей местности, Владимир Матвеевич с 1939 года до ухода на пенсию работал на крупнейших предприятиях города. В годы войны участвовал в боях с фашистами на Западном фронте. Дубненский старожил передал Фонду интереснейший материал – свои воспоминания о жизни в здешних местах, о ходе грандиозного строительства канала имени Москвы.

Рассказы жителей деревни Иваньково

Строительство канала Москва – Волга

Вряд ли когда-нибудь станет достоверно известно, кто, когда и где впервые соединил две реки и провел по этому соединению судно. Можно быть уверенным только в одном: это событие произошло в глубокой древности. Свидетельство этому – Великий (Императорский) канал в Китае, строительство которого продолжалось 600 лет, с VI по XI век нашей эры.

Как начиналось строительство головного узла канала

Достаточно посмотреть на основные сооружения Волжского узла, чтобы можно было представить себе все величие этих сооружений. Волжский узел состоит из 18 гидротехнических сооружений, и все это было сделано за четыре года.

Художник двух каналов

Интересна судьба художника двух каналов, двадцатисемилетнего Глеба Куна. Кун Глеб Сергеевич, родился в 1910 году в Ленинграде, русский. По происхождению из дворян.

Строители Волжского узла гидросооружений

Волжский узел сооружений является основным для всего канала, который включает в себя 18 гидротехнических сооружений. Для того чтобы построить, эти сооружения необходима была рабочая сила. Основной рабочей силой были заключенные. Из этого не делали тайны, об этом открыто писали и говорили, снимали пропагандистские фильмы.

Руководители строительства

Вуль Е.Д., Быховский С.М., Ананьев А.Г.

Первый значкист МВС

Для того чтобы отметить почетную трудовую доблесть каналоармейцев на строительстве канала Москва - Волгострой (МВС) осенью 1933 года начальник Дмитлага Семен Григорьевич Фирин созвал в своем кабинете художников-каналоармейцев и предложил им разработать эскиз значка «Ударнику МВС».

Плененная Сестра

Серые вербы, склонив над капризной рекой Сестрой свои кудрявые вершины, роняют причудливые тени на поверхность воды. Они безмолвные свидетели бешеного нрава когда-то полноводной Сестры.

Новое русло Волги

Плотина готова. В последний раз строители проходят по дну глубокого котлована. Еще 2-3 часа, и люди откроют новую дорогу реке.

Замечательное сооружение сталинской эпохи

Строительство канала Москва - Волга является вторым звеном в деле осуществления гениальной идеи вождя народов товарища Сталина о коренной реконструкции водных путей Советского Союза. Первым звеном этого исторического плана был Беломорско-Балтийский водный путь.

Инженер И.В. Скачков, начальник сооружения шлюза №1

Я самый счастливый человек! Жить в эпоху Ленина — Сталина и быть активным строителем социалистического общества — величайшая радость жизни.

Намыв Волжской плотины

Осень 1936 года. Атмосфера среди коллектива строителей плотины №32 наэлектризована. Здесь люди впервые в СССР гидромеханическим путем намывают огромную земляную плотину. Смельчаки перегораживают старое, веками установившееся русло Волги.

Качества чекиста

Партия послала на канал испытанных большевиков-чекистов. Вместе с инженерами и техниками боролись они за сталинский канал. Григорий Алексеевич Белых пришел на строительство в 1933 году. В органах НКВД с 18-летнего возраста. На строительстве работал в ряде районов.

Комсомольский руководитель

Семен Солдатов, сын шахтёра Товарковского рудника им. Кагановича, пятнадцатилетним юношей вступил в комсомол. С 16 лет он уже руководил комсомольской ячейкой с.Кузовки и был членом пленума Богородицкого райкома комсомола.

Второй сталинский канал открыт!

Воплощена в жизнь еще одна мудрая идея вдохновителя и организатора великих побед социализма товарища Сталина: на канале Москва - Волга открывается нормальное пассажирское и грузовое движение. Это уже второй сталинский канал, второе звено исторического плана соединения советских морей внутренними глубоководными магистралями.

Большевики Волги

Необъятная ширь. Голубое небо с мягкими клочьями облаков отражается в зеленоватом зеркале «Московского моря». Разливается море далеко-далеко. Глазом не окинешь. Здесь большевики соорудили замечательный Волжский гидротехнический узел, изменив географию страны.

Паводок на Волжском узле

7 января 1934 года началось возведение земляной перемычки вокруг котлована будущей бетонной плотины Волжского гидроузла. В газете «Перековка», №17 (110) от 6 марта 1934 года, на первой полосе большими буквами было написано: «Бьем тревогу!»

Как начальник гидростанции посоветовал академику Вавилову строительство ОИЯИ

«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…» Слово старожилов подобно мостику связывает современность с прошлым во всей его многогранности бытия. Воспоминая тех, кто дожил до наших дней, и тех, кого уже давно нет среди нас. Однако жажда поделиться своими мыслями, чувствами, опытом благодаря этим людям, их родным и близким сохранила для потомков «живую историю», донесла интереснейшие факты прошлого своей малой Родины. Мы предлагаем читателю соприкоснуться с воспоминаниями уникального человека, которого почти четверть века нет в живых – начальника Иваньковского ГЭС – Горбачева Василия Сергеевича, записанные его внучкой Ириной Васильевной.

Василий Сталин в гостях у начальника Иваньковской ГЭС

Иваньковское водохранилище, получившее второе название «Московское море», в период с конца 40-х по начало 60-х годов было одним из излюбленных мест отдыха московского бомонда и партхозноменклатуры.

Строительство монументов

Приказ №57 от 8 февраля 1937 года по Управлению строительства канала Москва – Волга

Скульптор и каменотес

8 августа 1935 года народный комиссар НКВД СССР Генрих Григорьевич Ягода выбирает место для установки величественных скульптурных изображений Сталина и Ленина при входе из Волги в канал. Монументы вождей поручают создать скульптуру Сергею Дмитриевичу Меркурову.

Расстрелянные и захороненные на Бутовском полигоне из Дмитлага Волжского района

Волжская железнодорожная ветка

Главная
Символика и геральдика
Картография
О фонде
Археологический атлас
История
Новое время и современность
* История современной Дубны
* Канал им. Москвы и Дмитлаг
* История образования
* Великая Отечественная война
* История ОИЯИ
* Тридцатка
Федор Колоколов
Экспедиция
Издательская деятельность
Выставочная деятельность
Проект «Усадьба»
Ратминский камень
Проект «Сталкер»
Лаборатория гражданского общества
Помощь донецкому музею
Межрегиональный центр
Другая Дубна
Фотогалерея
Календарь
Кинохроника
О нас пишут
История и публицистика
Обратная связь

 


Партнеры и спонсоры



Historic.Ru: Всемирная история
Historic.Ru: Всемирная история




ИСТОРИЯ СПОРТА ДУБНЫ

© Дубненский общественный фонд историко-краеведческих инициатив "Наследие", 2004 г.
Дизайн и хостинг — «Компания Контакт», г. Дубна.


Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100