|
Канал заполнили водой
|
В богатой истории ФГБУ «Канал имени Москвы» 17 апреля 2022 года - особая дата. В этот день, 85 лет назад канал Москва-Волга был заполнен водой. Благодаря гигантскому человеческому труду удалось построить искусственную водную артерию для транспортировки питьевой воды, обеспечения судоходства и развития Москвы, сообщает пресс-служба ФГБУ.
→
|
Канал Москва-Волга помог отразить наступление вермахта
|
7 ноября 1941 года в Москве проходил военный парад в честь 24-й годовщины Октябрьской революции. В это же время линия фронта проходила всего в нескольких десятках километров от города. Группа работников эксплуатации канала Москва – Волга выдвинула неординарную идею: по мере приближения немцев открывать гидротехнические сооружения и сбрасывать воду, создавая тем самым непреодолимую для техники и солдат преграду.
→
|
«Канал Москва-Волга. Величайший проект ХХ века»
|
Материалы заседания краеведческого клуба «Дубненский летописец», посвященного 70-летию Волжского района гидросооружений (июль 2007 года), подготовил для публикации историк-краевед Николай Прислонов.
→
|
«Аварийный» шедевр Ивана Белдовского
|
Аварийные ворота Волжского района гидросооружений ФГБУ «Канал имени Москвы» — архитектурный шедевр Ивана Белдовского.
→
|
«Москва-Волга»: перековка людей
|
Канал имени Москвы, построенный в 1937 году, дает столице около 60% всей потребляемой воды. Канал соединяет реки Москву и Волгу, его протяженность 128 км. Он был построен менее чем за 5 лет, преимущественно силами заключенных.
→
|
Анатомия каменных вождей
|
Памятник Владимиру Ильичу Ленину – одна из главных достопримечательностей Дубны. Идеологическая составляющая монумента вождю мирового пролетариата для многих людей в наши дни практически сошла на нет. А для современных детей гранитный великан, пожалуй, стоит в одном ряду с египетским Сфинксом – созданным в глубине веков непонятно кем и неизвестно для чего.
→
|
Ледяной рубеж Сталина
|
О том, как советское командование реализовало отчаянный план, как повернули реку вспять и тем самым поставили непреодолимый заслон перед фашистами – в программе «Секретные материалы с Андреем Луговым».
→
|
О водо- и энергоснабжении Москвы в годы войны
|
Советник генерального директора Института «Гидропроект» по вопросам технической политики, гидроэнергетик с огромным стажем Валентин Дмитриевич Новоженин рассказывает о проекте «Большая Волга», по которому были построены Угличская и Рыбинская ГЭС, о водо- и энергоснабжении Москвы в годы Великой Отечественной войны и о принципах развития отечественной гидроэнергетики.
→
|
«Канал имени Москвы» чтит память своих строителей
|
30 октября 2018 года, в День памяти жертв политических репрессий, работники ФГБУ «Канал имени Москвы» и представители краеведческого общества «Москва-Волга» возложили цветы на местах массовых захоронений каналоармейцев, погибших в 1930-е годы от тяжелого труда и репрессий.
→
|
Теплоход «Максим Горький» станет плавучим музеем
|
ФГБУ «Канал имени Москвы» покупает теплоход «Максим Горький» под музей. Сделка с ОАО «Московское речное пароходство будет закрыта до 19 апреля. Таким образом речной «Борт №1» останется в России. Легендарный теплоход станет первым в Москве действующим плавучим музеем, который сможет ходить по водным путям Канала имени Москвы.
→
|
Инженерное сооружение на высоком мировом уровне
|
Интервью руководителя ФГБУ «Канал имени Москвы» Германа Елянюшкина журналу «Гидротехника»(медиа-группа «Порт Ньюс») о задачах и перспективах развития уникального гидросооружения и всей инфраструктуры Московского бассейна.
→
|
«И плыть легко, и петь легко»
|
15 июля 1937 года был введен в эксплуатацию канал имени Москвы, который население Советского Союза узнало по полюбившемуся фильму «Волга-Волга». На практике это грандиозное гидротехническое сооружение, чуть ли не крупнейшее в мире, превратило Москву в порт пяти морей, обеспечило полное и бесперебойное снабжение предприятий и жителей города волжской водой.
Канал протяженностью 128 км был построен в рекордно короткое время – за четыре года восемь месяцев. Завершение строительства явилось «триумфом индустриализации, подтверждением технического могущества страны», как писали газеты тех лет.
→
|
Нереализованные объекты Хлебниковского участка строительства канала Москва-Волга
|
Строительство канала Москва-Волга, флагмана второй сталинской пятилетки, было чрезвычайно затратным мероприятием для всей страны. Естественным желанием, а чаще требованием, становилась экономия средств, затраченных на строительство. Одним из ярких примеров экономии было использование торфа для строительства дамб. Недорогой материал с минимальными транспортными затратами благодаря многочисленным болотам в непосредственной близости от строительства дал существенную экономию средств.
→
|
Выставка к 80-летию Канала имени Москвы
|
В Музее археологии и краеведения города Дубны открыта выставка к 80-летию Канала имени Москвы. О грандиозной стройке XX века, которую сравнивают с возведением египетских пирамид, рассказывают уникальные экспонаты из собрания музея, Волжского района гидротехнических сооружений Канала имени Москвы и Фонда «Наследие», а также большое количество предметов из личной коллекции исследователя Сергея Гаева и краеведческого общества «Москва-Волга».
→
|
Потенциал на перспективу
|
Вячеслав Владимирович Киреев из семьи речников. В Дубну приехал в 1971 году по распределению, окончив механический факультет Горьковского института инженеров водного транспорта. И с тех пор в его трудовой книжке в качестве места работы значится только одно предприятие – Волжский район гидросооружений, один из 10 филиалов Канала имени Москвы. Начинал 46 лет назад с должности старшего механика шлюза №1, был старшим мастером гидроэлектростанции, начальником шлюза №1, главным инженером, а с 1999 года возглавляет ВРГС. Вячеслав Владимирович не только ветеран труда Канала, но также отличник речного флота и почетный работник речного флота. Его опыт как специалиста и руководителя бесценен. А семейную династию продолжает сын Олег – начальник механического цеха ВРГС.
→
|
Юбилейная выставка в Дубне
|
«Волга течёт в Москву» — юбилейная выставка к 80-летию канала имени Москвы — 14 июля начала работу в Музее археологии и краеведения г.Дубны. На церемонию открытия собрались более 70 человек: представители городской администрации и Совета депутатов, сотрудники Волжского района гидросооружений (ВРГС) — филиала ФГБУ «Канал имени Москвы» и Объединенного института ядерных исследований, участники Московского областного общественного фонда «Наследие», историки, краеведы, журналисты, студенты, школьники, жители города.
→
|
80 лет Каналу имени Москвы
|
15 июля 2017 года исполняется 80 лет Каналу имени Москвы. Это уникальное гидротехническое сооружение, соединив глубоководным путем Москву-реку с Волгой, превратило столицу в порт пяти морей, обеспечило ее ценнейшим природным и транспортным ресурсом. Миллиарды кубических метров воды и четыре тысячи километров водных путей связывают 12 регионов России, сотни тысяч судов, миллионы пассажиров и колоссальные грузы.
→
|
Игорь Кувырков: «Канал Москвы – стройка, выполненная руками заключенных»
|
Игорь Кувырков – краевед, увлеченный историей строительства канала имени Москвы, соединившего ровно восемьдесят лет назад реку Москву с Волгой. Канал, большая часть маршрута которого проходит по Московской области, является одним из крупнейших гидросооружений мира, не потерявших свою актуальность и сегодня. Однако в историю канал вошел и как место, где трагически погибли тысячи заключенных, чьими руками проводились самые тяжелые работы. О южной части канала, проходящей в районе города Долгопрудного, о судьбе неординарного лагерного начальника Семена Фирина, а также о впечатляющих цифрах статистики Игорь Кувырков рассказал в интервью интернет-порталу «Подмосковье сегодня».
→
|
Научная конференция к 80-летию канала имени Москвы
|
МБУ «Музей-заповедник «Дмитровский кремль» анонсировал проведение научной конференции, посвященной 80-летию канала имени Москвы (Москва-Волга). Она состоится 12 мая 2017 года в Дмитрове, в здании Музейно-выставочного комплекса музея-заповедника «Дмитровский кремль» (ул. Загорская, д. 17).
→
|
Столичные лайнеры
|
В конце 1932 года началось строительство водного пути, который должен был соединить Москву-реку с верховьями Волги, открыв судам прямую дорогу от столицы к Балтике и Каспию. Советские гидротехники блестяще справились с порученным делом - новый канал (получивший в 1947 году имя Москвы) вот уже 45 лет остается постоянно действующей речной магистралью. А после вступления в строй Волго-Донского канала имени В.И. Ленина он превратил столицу, расположенную в центре европейской части страны, в порт пяти морей.
→
|
Канал, который пропал
|
Конечно, все мы знаем о канале имени Москвы — еще бы: одна из главных достопримечательностей столичного региона. Но мало кому известно, что у грандиозного гидротехнического сооружения сталинских времен был предшественник. Между тем следы этого «доисторического» канала до сих пор можно обнаружить на территории Московской области. В их числе есть, вероятно, и один совсем необычный — след из чистого серебра.
→
|
День рождения канала имени Москвы
|
15 июля 1937 года был принят в эксплуатацию канал Москва — Волга, впоследствии переименованный в честь 800-летия столицы в канал имени Москвы.
→
|
Сохранение подлинных свидетельств истории
|
Дубна – любимый нами и прекрасный город, в культурном ландшафте которого сохраняются подлинные свидетельства насыщенной истории наших мест – истории, которую творила вся страна, ведь та Дубна, в которой мы живем, стала результатом реализации на волжских берегах нескольких огромных научных и технических проектов, на каждый из которых работали десятки и сотни тысяч людей из многих городов нашей страны и даже из-за рубежа. Крупнейшие из этих проектов создали Канал имени Москвы, Дубненский машиностроительный завод, ГосМКБ «Радуга», Объединенный институт ядерных исследований, приборный завод «Тензор». И сегодня развитие нашего города необходимо сочетать с сохранением свидетельств его истории. Эта история бывала разной – и тяжелой, и трагической, но современный город не может осознавать себя в отрыве от этих исторических корней.
→
|
О сносе памятника И.В. Сталину
|
Воспоминания старожилов.
→
|
В Дубне открывается памятный знак строителям канала Москва – Волга
|
15 июля 2013 года, в 13:00, в подмосковной Дубне, перед входной группой монумента В.И. Ленину состоится торжественная церемония открытия мемориального знака, посвященного памяти строителей канала Москва-Волга в период 1932-1937 годов. Инициатором открытия мемориала стал профсоюзный комитет трудового коллектива Волжского района гидросооружений – филиала ФГУП «Канал имени Москвы».
→
|
От Петра Великого до Дмитлага
|
14 сентября 1932 года для использования труда заключенных на строительстве канала Москва-Волга им. И.В.Сталина был создан Дмитровлаг (позднее название сократилось до Дмитлага) – крупнейшее из лагерных объединений ОГПУ-НКВД. История знаменитого канала – очень давняя, ее можно отсчитывать от Петра I, а Дмитлаг был лишь финалом эпопеи, когда за пять лет советские заключенные осуществили строительство этого важнейшего 128-километрового водного пути. С 1947 года он носит название «Канал имени Москвы».
→
|
Что осталось от Дмитлага в 80-ю годовщину его создания
|
14 сентября исполнилось 80 лет со дня организации Дмитлага — лагеря, созданного для строительства канала Москва — Волга (теперь — канал им. Москвы). Канал стал главным проектом второй пятилетки, а лагерь — одним из крупнейших отделений ГУЛАГа. Один из символов молодой советской страны, великая стройка была опрокинута относительно географических и моральных координат: не вверх, а вниз, под землю, в гигантскую, длиной 128 километров и глубиной до 23 метров яму. Не благодаря порыву и дерзновению, а с помощью «перековки» и других опробованных на Беломорканале практик принуждения, которые должны были сделать из преступников советских граждан, но учитывали, что побочным эффектом будет смерть десятков тысяч людей.
→
|
Обновленная экспозиция - к 75-летию официального открытия канала Москва-Волга
|
15 июля 2012 года, в день 75-летия с момента официального открытия канала Москва-Волга, в Музее археологии и краеведения города Дубны открылся обновленный и расширенный раздел музейной экспозиции, посвященный истории строительства канала.
→
|
Василий Бочаров. На северных подступах к столице
|
Очерк об оборонительной операции на канале Москва-Волга в первые годы войны
→
|
Канал Москва – Волга, воспоминания инженера-геодезиста
|
Из книги Сергея Михайловича Голицына (1909-1989) «Записки уцелевшего»
→
|
Дмитлаг 1936-37 гг. Воспоминания очевидца
|
Автор воспоминаний - Алексей Комаровский (1914-1988), сын художника-иконописца Владимира Алексеевича Комаровского, расстрелянного и захороненного на Бутовском полигоне. В Дмитлаг Алексей попал в 1936 году в качестве вольнонаемного после трех лет, проведенных в заключении в Сиблаге.
→
|
Канал Москва — Волга
|
«Новая газета»
→
|
Архитектура канала
|
Архитектура канала Москва-Волга
→
|
Воспоминания дубненского старожила Владимира Лимонина
|
Историческая память… Информацию о событиях прошлого до нас доносят не только сохранившиеся памятники материальной культуры и документальные свидетельства. Самое непосредственное, зачастую достоверное изложение истории способно передать только «живое слово» очевидца. Рассказы дубненских старожилов, которых с каждым годом становится все меньше, поистине представляют собой бесценный источник знаний для современников о днях давно минувших. Эти повествования, подобно живой нити, связывающей наше прошлое и настоящее.
→
|
Рассказы жителей деревни Иваньково
|
Воспоминания жителей деревни Иваньково Никиты Михайловича Мишурова и «деда» И.К. Федотова.
→
|
Строительство канала Москва – Волга
|
Вряд ли когда-нибудь станет достоверно известно, кто, когда и где впервые соединил две реки и провел по этому соединению судно. Можно быть уверенным только в одном: это событие произошло в глубокой древности. Свидетельство этому – Великий (Императорский) канал в Китае, строительство которого продолжалось 600 лет, с VI по XI век нашей эры.
→
|
Как начиналось строительство головного узла канала
|
Достаточно посмотреть на основные сооружения Волжского узла, чтобы можно было представить себе все величие этих сооружений. Волжский узел состоит из 18 гидротехнических сооружений, и все это было сделано за четыре года.
→
|
Художник двух каналов
|
Интересна судьба художника двух каналов, двадцатисемилетнего Глеба Куна.
Кун Глеб Сергеевич, родился в 1910 году в Ленинграде, русский. По происхождению из дворян. Образование - школа-девятилетка и ОКР при Академии художеств. Был арестован 14 августа 1930 года по делу «монархической контрреволюционной организации» по 58-й статье.
→
|
Строители Волжского узла гидросооружений
|
Волжский узел сооружений является основным для всего канала, который включает в себя 18 гидротехнических сооружений. Для того чтобы построить, эти сооружения необходима была рабочая сила. Основной рабочей силой были заключенные. Из этого не делали тайны, об этом открыто писали и говорили, снимали пропагандистские фильмы.
→
|
Руководители строительства
|
Вуль Е.Д., Быховский С.М., Ананьев А.Г.
→
|
Первый значкист МВС
|
Для того чтобы отметить почетную трудовую доблесть каналоармейцев на строительстве канала Москва - Волгострой (МВС) осенью 1933 года начальник Дмитлага Семен Григорьевич Фирин созвал в своем кабинете художников-каналоармейцев и предложил им разработать эскиз значка «Ударнику МВС».
→
|
Плененная Сестра
|
Серые вербы, склонив над капризной рекой Сестрой свои кудрявые вершины, роняют причудливые тени на поверхность воды. Они безмолвные свидетели бешеного нрава когда-то полноводной Сестры.
→
|
Новое русло Волги
|
Плотина готова. В последний раз строители проходят по дну глубокого котлована. Еще 2-3 часа, и люди откроют новую дорогу реке.
→
|
Замечательное сооружение сталинской эпохи
|
Строительство канала Москва - Волга является вторым звеном в деле осуществления гениальной идеи вождя народов товарища Сталина о коренной реконструкции водных путей Советского Союза. Первым звеном этого исторического плана был Беломорско-Балтийский водный путь.
→
|
Инженер И.В. Скачков, начальник сооружения шлюза №1
|
Я самый счастливый человек! Жить в эпоху Ленина — Сталина и быть активным строителем социалистического общества — величайшая радость жизни.
→
|
Намыв Волжской плотины
|
Осень 1936 года. Атмосфера среди коллектива строителей плотины №32 наэлектризована. Здесь люди впервые в СССР гидромеханическим путем намывают огромную земляную плотину. Смельчаки перегораживают старое, веками установившееся русло Волги.
→
|
Качества чекиста
|
Партия послала на канал испытанных большевиков-чекистов. Вместе с инженерами и техниками боролись они за сталинский канал. Григорий Алексеевич Белых пришел на строительство в 1933 году. В органах НКВД с 18-летнего возраста. На строительстве работал в ряде районов.
→
|
Комсомольский руководитель
|
Семен Солдатов, сын шахтёра Товарковского рудника им. Кагановича, пятнадцатилетним юношей вступил в комсомол. С 16 лет он уже руководил комсомольской ячейкой с.Кузовки и был членом пленума Богородицкого райкома комсомола.
→
|
Второй сталинский канал открыт!
|
Воплощена в жизнь еще одна мудрая идея вдохновителя и организатора великих побед социализма товарища Сталина: на канале Москва - Волга открывается нормальное пассажирское и грузовое движение. Это уже второй сталинский канал, второе звено исторического плана соединения советских морей внутренними глубоководными магистралями.
→
|
Большевики Волги
|
Необъятная ширь. Голубое небо с мягкими клочьями облаков отражается в зеленоватом зеркале «Московского моря». Разливается море далеко-далеко. Глазом не окинешь. Здесь большевики соорудили замечательный Волжский гидротехнический узел, изменив географию страны.
→
|
Паводок на Волжском узле
|
7 января 1934 года началось возведение земляной перемычки вокруг котлована будущей бетонной плотины Волжского гидроузла.
В газете «Перековка», №17 (110) от 6 марта 1934 года, на первой полосе большими буквами было написано:
«Бьем тревогу!»
→
|
Как начальник гидростанции посоветовал академику Вавилову строительство ОИЯИ
|
«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…» Слово старожилов подобно мостику связывает современность с прошлым во всей его многогранности бытия. Воспоминая тех, кто дожил до наших дней, и тех, кого уже давно нет среди нас. Однако жажда поделиться своими мыслями, чувствами, опытом благодаря этим людям, их родным и близким сохранила для потомков «живую историю», донесла интереснейшие факты прошлого своей малой Родины.
→
|
Василий Сталин в гостях у начальника Иваньковской ГЭС
|
Иваньковское водохранилище, получившее второе название «Московское море», в период с конца 40-х по начало 60-х годов было одним из излюбленных мест отдыха московского бомонда и партхозноменклатуры.
→
|
Строительство монументов
|
Приказ №57 от 8 февраля 1937 года
по Управлению строительства канала Москва – Волга
→
|
Скульптор и каменотес
|
8 августа 1935 года народный комиссар НКВД СССР Генрих Григорьевич Ягода выбирает место для установки величественных скульптурных изображений Сталина и Ленина при входе из Волги в канал. Монументы вождей поручают создать скульптуру Сергею Дмитриевичу Меркурову.
→
|
Расстрелянные и захороненные на Бутовском полигоне из Дмитлага Волжского района
|
Волжская железнодорожная ветка
→
|